Вопрос первый: Вы можете нам рассказать, как вы начинали свой путь в Вин Чун и почему ВЫ выбрали именно Вин Чун, при наличии такого большого многообразия стилей кун фу в Гон Конге?
С самого раннего детства я интересовался кун фу. Однако, в конце 60 – начале 70 годов, о кун фу сложилось неблагоприятное общественное мнение,…о том, что оно якобы имеет отношение к бандитам и мафии. Так по этой причине, хотя я и был с детства фанатом кун фу, я вплотную начал изучать кун фу только с 17 лет. В 15 лет я увидел художественный фильм с техникой Вин Чун «Воины Два». Меня сильно поразила и заинтересовала ЭТА техника. Именно этот фильм меня и заставил искать учителя по Вин Чун. По счастливой случайности, брат моего одноклассника занимался в школе сифу Чоу Дзе Чуена, он-то меня и привёл к нему в 1979 году. Хотя Гон Конг и считается Меккой кун фу, но я в своей жизни ничего больше не практиковал, кроме одной из его разновидностей – Вин Чун.
Я выбрал Вин Чун, исходя из ряда объективных и субъективных причин:
Во-первых, мне сразу понравились его основные принципы эргономичности движений, направления ударов и приложения силы и использование силы противника в плюс для себя, как в айкидо. Но самое главное это то, что этот стиль ближнего боя, как нельзя лучше, подходит для моего физического состояния, телосложения и роста, так как я всего лишь метр шестьдесят.
Во-вторых, мне случайно очень сильно повезло в том, что я начал своё обучение непосредственно у моего сифу Чоу Дзе Чуена, то есть, как говорится, волею судьбы я сразу попал в нужное время, в нужное место и к нужному учителю. Мой учитель самый уважаемый человек, которого я когда-либо встречал в этом мире.
Сифу Чоу – это самый верный и преданный Винчуню практикующий мастер. С самых первых своих дней занятий Вин Чун в начале 50-х годов и, потом, уже, будучи зрелым учителем в середине 60-х годов, а так же и по сей день, он ни на миг не кидает свою каждодневную практику совершенствования техники Вин Чун и осмысление всей его философии. Несмотря на то, что ему уже сейчас далеко за 80, — он начинает каждый свой новый день с практики форм Вин Чун, а в течении всего последующего дня практикует липкие руки наряду с другими техниками Вин Чун.
Он НЕ преподаёт Вин Чун ради денег и своего собственного обогащения. Он, образно выражаясь, бессребреник, по сравнению с некоторыми «китами» — гранд мастерами Вин Чун, которые сделали из него для себя золотую жилу в урон его техники, философии и принципам. Гранд мастер Чоу Дзе Чуен преподаёт Вин Чун исключительно в целях сохранения и дальнейшего разрастания семейного древа Вин Чун гранд мастера Ип Манна. Всю свою жизнь он работал в транспортной компании в Гон Конге, а после работы в своё свободное время практиковал и преподавал Вин Чун. И по сей день гранд мастер Чоу Дзе Чуен даёт частные уроки Вин Чун, так как он этим живёт. За всю свою преподавательскую деятельность он никогда не прибегал к рекламе и популяризации своей школы. Истинный мастер единоборств и духовных практик работает без помпы и рекламы, стараясь оставаться незаметным в пёстрой толпе современного мира.
Слава Богу, что мои взаимоотношения с гранд мастером Чоу Дзе Чуеном не основаны ни на каких корыстных принципах типа «купи-продай» или ты мне я тебе. У нас реальные, бескорыстные и тёплые взаимоотношения УЧИТЕЛЬ – Ученик в самом прямом смысле этого выражения и, благодаря этому, мы с ним находимся в таком творческом общении уже более двадцати лет. Мне сильно повезло, что моим сифу стал Чоу Дзе Чуен, так как найти истинного мастера довольно трудно, это, практически, то же самое, что и найти иголку в стогу сена. Исходя из всего своего опыта, я вам должен сказать со всей откровенностью, что несмотря на довольно большое количество мастеров Кун Фу в Гон Конге, здесь, с моей точки зрения, сейчас практически невозможно найти достойного учителя по технике и по способу передачи знаний ученику. В большинстве случаев, здешние мастера не спешат передать ученику своё мастерство или…у них ЕГО просто нет, и никогда не было и, поэтому, они долгие годы умело водят свих учеников за нос, при этом, получая за это неплохие деньги. В этом мире сейчас всё целиком и полностью основано на лицемерии, корысти и коммерции, а там, где есть лукавство и корысть с коммерцией, заканчивается всякое ученичество, творчество и мастерство. У меня, благодаря моему сифу, на многие вещи полностью изменилось мировоззрение. И я ему безгранично благодарен за всё то, что он сделал и делает для моего становления по моему жизненному и духовному пути.
В-третьих, это довольно сложно практиковать и основательно изучить хотя бы один какой-нибудь стиль Кунг Фу, так как на это может уйти десятилетия. Если уж я и выбрал Вин Чун, то теперь буду как бульдог основательно копать, рыть и продвигаться вперёд в одном направлении, чтобы как следует постичь всю глубину техник Вин Чун, которые мне демонстрирует мой сифу. По этой самой причине, я, целиком и полностью, посвятил себя Вин Чун.
Вопрос 2: Как вы продвигались в изучении Вин Чун на самых ранних этапах обучения у грандмастера Чоу Дзе Чуена?
Ну, это было приблизительно так: начальную форму Си Лим Тао, её три части, я выучил за один месяц. Потом в течение двух недель овладел «одноруким» Чи Сао. В течение первого месяца обучения двойного Чи Сао мы только учились правильно «накатывать» руки (только «накатывали» руки без каких-либо техник нападения или защиты, чтобы приобрести навык чувствительности рук). По прошествии этого месяца, грандмастер Чоу Дзе Чуен начал давать в Чи Сао техники спарринга и защиты формы Си Лим Тао. На это у меня ушло восемь месяцев. Потом я начал изучать вторую форму Чим Киу, это заняло три месяца. После двух лет практики Вин Чун, мой учитель дал мне форму Бел Дзе, на её изучение я потратил полгода. После неё я целых два года изучал форму деревянного манекена. На пятом году обучения начал изучать оружие – мечи-бабочки и длинный шест. На это у меня ушло от трёх до четырёх лет. Наряду с изучением оружия я так же проходил и такие формы как Му Фа Джонг, форму семи ног, а так же многие стандартные боевые связки. В постоянной каждодневной практике липких рук применялись элементы всех трёх форм. Атака в липких руках у нас всегда проводилась одновременно с накатом не атакующей руки. На овладение всей базой Вин Чун у меня ушло приблизительно восемь лет.
Вопрос 3: А сейчас методика преподавания грандмастера Чоу Дзе Чуена сильно отличается от прежних методов его преподавания, когда вы только к нему пришли на обучение?
Относительно учебного плана ничего практически не изменилось. Произошли изменения относительно времени обучения и некоторых акцентов системы обучения. Например, гранд мастер Чоу сейчас проводит обучение своих студентов гораздо быстрее, чем в моё время. Студенты начинают изучать форму деревянного манекена после первого года обучения с ним. Он делает основной акцент на обучение студентов ведению боя на дальней дистанции.
Вопрос 4: Рассказывал ли Вам гранд мастер Чоу что-нибудь из жизни Ип Манна, что неизвестно широкому кругу его почитателей?
Да, нет.
Вопрос 5: Я так понимаю, что Ип Манн передал Чоу особую форму ног для деревянного манекена? Что это за форма?
Ну, это все старые техники применения ног в обычной форме манекена плюс три новые ударные техники ног.
Вопрос 6: Вы собственник и главный инструктор Института Вин Чун в Гон Конге. Ваши методы преподавания отличаются от методов Вашего учителя?
Вообще, как говорится, разные люди и разные методы преподавания. Ну, может быть, мой метод незначительно и отличается, но ненамного от метода моего учителя. Если у меня и есть какие-либо свои наработки – я открыто говорю об этом своим студентам. Но, в основном, метод преподавания такой же, как и у моего учителя.
Вопрос 7: Какие, по Вашему мнению, следует развивать ученикам Вин Чун самые важные способности и качества?
Расслабление, принцип центральной линии, принцип неподвижного локтя, принцип одновременной атаки и защиты, принципы работы ног, принцип упругой силы и принципы всех ударов.
Вопрос 8: Вы упоминаете в Вашей книге «Ива на ветру – мягкий метод Вин Чун» о понятии-термине плечевой путь. Не объясните ли поподробнее суть этого понятия?
Эта концепция – концепция перенаправления ударов противника в направлении своего плеча, является ключевой и одной из самых главных концепций Вин Чун при противодействии силе более сильного противника. Суть этого состоит в том, что незначительное изменение положения плеча на атаку противника создаёт искусственную пустоту, куда и проваливается удар противника. Это основной принцип Вин Чун, когда с помощью работы ног и бёдер, вся структура тела создаёт при атаке противника искусственную пустоту, чтобы перенаправить удар противника и увести его от центральной линии, на которой расположены жизненно важные центры человека. Отработка этой концепции и культуры движения тела начинается учениками в первой части второй формы Чим Киу, при чередовании стоек Пьеньсаньма и Чинсаньма с определённой работой рук.
Вопрос 9: В вашей книге есть такая фраза: структура нейтрализует, а работа ног растворяет. Как это понимать?
Под этой фразой подразумевается правильная структура всего тела ученика.
Правильная структура – это:
- Когда локоть в правильном угле занимает правильное положение;
- Когда ученик владеет правильной стойкой Иджикиенгма и из неё может правильно переходить в стойки Пьенсанма и Чинсанма, у ученика, при этом, всё тело имеет как бы слегка наклонное назад положение.
- Когда ученик, находясь в стойках Пьенсанма и Чинсанма, не загружает переднюю, так называемую «пустую» ногу и весь свой вес сосредотачивает на своей задней опорной ноге.
- Когда ученик грамотно владеет работой бёдер, то есть укоренением.
Правильная структура всего тела ученика позволяет ему, образно выражаясь, быть таким же гибким и податливым, как ива на ветру и совершать следующие действия:
- оставаться на одном и том же месте во время создания искусственной пустоты на атаку противника;
- быстро изменять на месте положение всего своего тела с контролем своей центральной линии и перенаправлением ударов противника в «пустоту» по плечевому «пути»;
- Однако, иногда, винчуисту приходиться и ходить – перемещаться в стойках, когда противник более подвижен или когда он развивает такую силу, что в статике её просто невозможно поглотить. Вот здесь-то и начинает работать вторая часть крылатой фразы Ying Siu Bo Fa.
В нашем направлении Вин Чун работа ног позволяет ученику полностью уйти с линии атаки противника или следовать направлению вектора силы противника.
С помощью грамотной работы ног ученик занимает более выгодное стратегическое положение и атакует, весь вес тела – на задней ноге плюс грамотная работа укоренений с упругой силой.
Так же работа ног в Вин Чун применяется и для других целей, таких как сокращение дистанции с противником, преследование противника, «прилипание» к нему и его сопровождение при всех его движениях. Со своей же стороны противник чувствует, что все его движения пресекаются, скованы или затруднены, и его удары попадают в никуда, так что ему никак не представляется возможность нанести винчунисту ответный удар.
Вопрос 10: Когда я вижу многих практикующих «липкие руки», то замечаю у них силовое напряжение и скованность, они довольно сильно напряжены. Какое значение вы придаёте расслаблению и каким образом можно достигнуть расслабления в «липких руках»?
Нужное для это расслабление – это не то, чтобы дать всему своему телу обмякнуть от расслабления. Я понимаю под нужным расслаблением исключение всего лишнего напряжения и работы мышц, которые не вносят ничего полезного в движение или в удар.
Для меня, без всякого сомнения, Вин Чун является Ной Гар Кун Фу, то есть внутренним стилем боевых единоборств. Фактически, поняв и достигнув всёй философии этого внутреннего стиля, можно будет, без сомнения, достигнуть нужного расслабления при выполнении «липких рук». Ной Гар Кун Фу будет детально объяснено ниже.
Вопрос 11: Все всегда спорят, является ли Вин Чун внутренним стилем или внешним, а какова Ваша точка зрения на этот вопрос?
Этот спор идёт из-за разного понимания, что есть внутренний стиль и что есть внешний. А что касается меня, то я считаю, что внутренний стиль определяется следующими 4-мя принципами:
- “Yuk Yau But Yuk Keung” ( 欲柔不欲強 ) – это означает, что практикующий Вин Чун должен следовать по силе нападающего, а не противопоставлять силу силе. Главное ключевое слово этого принципа — мягкость, то есть способность винчуиста поглощать и нейтрализовать любую силу противника.
- “Yuk Shun But Yuk Yik” ( 欲順不欲逆 ) – этот принцип движения практикующего Вин Чун в гармонии с силой противника. Ключевое слово этого принципа — гармония, то есть способность винчуиста гармонично слиться в движении с противником от его самого начала до проваливания противника в «пустоту». Этот принцип обозначает лаконичность, эргономичность и экономия движения.
- “Yuk Ding But Yuk Luen” ( 欲定不欲亂 ) – это принцип последовательного неуклонного равномерного движения. Ключевое слово это принципа — последовательность и непреклонность, то есть при любых обстоятельствах и атаках неуклонно и постоянно сохранять свою центральную линию. Так же движения должны быть плавными и как бы перетекать одно из другого, они ни в коем случае не должны быть хаотичными и беспорядочными. Этот принцип так же отражает концепцию эргономики всех движений Вин Чун.
- “Yuk Jui But Yuk San” ( 欲聚不欲散 ) – этот принцип гласит эргономичное использование всей массы тела с грамотной концентрацией всей силы тела на ключевых движениях, ни в коем случае не растрачивать свои силы понапрасну. Ключевое слово этого принципа – концентрация или конвергенция. Использование главной структуры стойки И Джи Ки Енг Ма и укоренений позволяет практикующему наносить удары с самой максимальной силой, вкладывая в удар вес всего своего тела.
По всем своим характеристикам Вин Чун вписывается в рамки внутреннего стиля единоборств, поэтому я считаю Вин Чун внутренним стилем.
По другому определению принадлежностей стилей, где внешним стилем считается стиль, где имеют место техники открытых рук, а внутренним – где есть техники закрытых рук, Вин Чун так же может быть отнесён к внутреннему стилю единоборств.
Вопрос 12: В наше время, очевидно, что трёхметровый шест бесполезен для самозащиты, его с собой просто так не потаскаешь. А что же даёт всё-таки тренировка техники шеста?
Для меня холодное оружие древних боевых искусств как пика, шест, мечи и т.д не идёт ни в какое сравнение с современным огнестрельным оружием. Ценность холодного оружия, особенно длинного шеста, состоит в том, что он помогает шлифовать культуру всех движений Вин Чун: стойки, удары, наполненность и силу перемещений и ударов, тренируются руки, плечи и бёдра. В общем, гармонично укрепляется и развивается физика всего тела.
Вопрос 13: Объясните пожалуйста, а что именно даётся в каждой из трёх форм Вин Чун?
В основном, все эти три формы без оружия, предназначены для отработки культуры движений каждого этапа Вин Чун, образно выражаясь, в них даны «зародыши» всех основых понятий и движений.
В Сил Лим Тау даются понятия: расслабления, центральной линии, понятие неподвижного локтя и структуры всего тела. Так же на этом этапе даётся стойка И Джи Ки Енг Ма а так же даются основные техники защиты и нападения.
Форма Чим Киу даёт понятие плечевого пути, две стойки с весом на задней ноге – это пьен и чин саньма, которые выходят из основной стойки И Джи Ки Енг Ма, водит понятие укоренение, даёт два шага бил бо и тор бо, а так же ударные техники, при которых используется сила всего тела.
Форма Бил Джи вводит самые агрессивные техники атак, такие как Гвай Джарн, высокое-низкое Ган Сао, двойное Лап Сао и Чап Куен, длинные мосты и разнообразную технику передвижений, а так же технику Хуен Бо, которая мгновенно создаёт искусственную пустоту.
Вопрос 14: Я так понимаю, что Вы обучаете своих студентов прямому удару ногой без их взаимной поддержки друг друга за руки. Не можете ли вы объяснить суть Вашего метода тренировки этого удара и раскрыть нам главную предпосылку тренировки прямого удара ногой?
Суть моего метода тренировки прямого удара ногой отражена на следующих иллюстрациях:
У Чи Гёрка (прямого удара ногой) при техники «липких ног» следующие цели:
- Развитие баланса опорной ноги;
- Тренировка мышц пояса, тазобедренного сустава и колена, чтобы их движения и действия были лёгкие и плавные;
- Тренировка тактильной чувствительности обеих ног;
- Достижение такой степени мастерства, чтобы нога могла работать, совершенно так же, как и рука, то есть что бы они были равноценно взаимозаменяемы.
Самая главная предпосылка тренировок прямого удара ногой – это тренировка баланса на опорной ноге во второй форме Чим Киу.
Вопрос 15: Над какими аспектами Вин Чун Ваши студенты должны работать больше всего?
Это, прежде всего, основные три формы Вин Чун и липкие руки.
Вопрос 16: На каком этапе обучения Ваш студент готов к свободному поединку в Вашей школе? И, каковы подготовительные этапы для этого?
В действительности, стиль наших «липких рук» очень близок к свободному поединку. Свободный поединок или Лат Сао – это следующая ступень после техники «липких рук». Я разовью свою мысль дальше. Наше Чи Сао разделено на две части, первая часть это Пун Сао, то есть «накатывающие руки», а вторая часть – это Гуо Сао, то есть техники защиты и нападения Вин Чун. Прошу Вас заметить, что Гуо Сао – это не запланированный заранее поединок, а что-то наподобие поединка с ипользованием техники Вин Чун. Как при пун сао, так и при Гуо Сао имеется контакт рук противников. Что касается Гуо Сао – это условный поединок. Следующий вопрос, который может у Вас возникнуть, это как избежать травм в этом условном поединке? У нас ладонный удар обозначается нанесением удара пальцем. А при ударе кулаком мы не сжимаем сильно пальцы и бьём расслабленным кулаком в тело противника, чтобы его не травмировать. Конечно, надо попадать в цель, иначе, просто не будет ясно, бвл ли нанесён удар или нет. Удары локтями, коленями и ногами наносятся только «продвинутыми учениками», которые имеют навык контроля силы удара.
Чи Сао или «липкие руки» (это предпоединок) служат для:
- Закрепления и проработки всех принципов и концепций Вин Чун;
- Тренировки чувствительности и гибкости рук и ног, а так же и всего тела;
- Тренировка всех техник Вин Чун: передвижений, стоек, работы ног, укоренения, атак, защит в свободной «перетекающей» манере в своём комфортном ритме;
- Изучение двенадцати положений рук.
По прошествии некоторого времени тренировок Чи Сао, это приблизительно два года, и, если студенты достигли определённого уровня в исполнении Чи Сао с учётом всех вышеперечисленных моментов и уровней техник, то они допускаются к Лат Сао, то есть свободному поединку. Термин Лат Сао означает поедикок, как вы хотите, без начального контакта-перекрещивания рук. Со слов моего сифу, Ип Ман всегда поощрял практику Лат Сао. Ип Ман любил говорить: Лат Сао Кин Кун Фу, что означает: настоящее Кун Фу можно только увидеть в свободном поединке. Таким образом, Лат Сао – это конечная стадия обучения после Чи Сао. В моей школе Чи Сао практикуется каждый урок, так как это очень полезное упражнение для тренировок всех техник и концепций Вин Чун в условном поединке. А свободный поединок мы практикуем нечасто. Он проводится приблизительно один или два раза каждые три месяца, так как свободный поединок – это прерогатива «продвинутых» студентов. В свободном спарринге вам разрешено делать всё, что вам нравится. Если бы свободные поединки были разрешены на низших уровнях Вин Чун, то начала бы страдать чистота техники и тогда было бы совершенно бесполезно изучать Вин Чун. Вообще, нельзя выбросить свободный спарринг из Вин Чун, так как этого требует сама жизнь…..то есть наша жизнь – это есть в прямом и переносном смысле открытый поединок, хочешь ли ты этого или нет….хотя реальный открытый поединок может произойти только один раз в жизни…но дай-то бог, чтоб за всю вашу жизнь этого никогда не случилось….
Вопрос 17: Я нахожу, что многие в Чи Сао больше всего только и поглощены, как сильнее ударить противника. Что вы на это скажете? И ещё…что в переводе означает Чи Сао и на чём надо делать акцент при его исполнении?
Студенты считают Чи Сао уже свободным спаррингом, вот поэтому-то они и так сильно стараются нанести больше ударов. Как я уже упоминал в ответе на 16 вопрос, у Чи Сао есть две части – это Пун Сао и Гуо Сао.
Во время Пун Сао надо сосредоточиться и акцентировать своё внимание на:
- Чувствительности своих рук;
- На «видении» или на способности прислушиваться и чувствовать течение импульсов энергии с рук противника;
- Оценке-распознании одного положения из существующих двенадцати стандартных положений рук;
- Правильности структуры и положения 3 стандартных блоков Вин Чун: Тан Сао, Бон Сао, и Фук Сао;
- На принципах расслабления, принципе средней линии, неподвижного локтя (локоть внизу и стремится вовнутрь), на сильных структурах тела.
Во время Гуо Сао надо иметь ввиду:
- Практику одновременной защиты и атаки;
- Использование отвлекающих действий при атаке;
- Прилипание и одновременный контроль;
- Практикование Лат Сао Джик Кюнь.
Постоянная практика использования всей структуры тела для нейтрализации силы противника и использование работы ног для создания искусственной пустоты.
Вопрос 18: Я видел как-то, что некоторые практикуют технику «липких рук», сидя, прямо на специальных деревянных столах, чуть ли не со стульями. У вас есть такие же или похожие приспособления?
Вообще-то у нас нет ничего подобного, хотя в нашей школе на продвинутых уровнях для Чи Сао используется Му Фа Джонг, на нём я когда-то учился высшим техникам Чи Сао. О нём можно судить по ниже приведённым иллюстрациям.