В очередной раз про парные упражнения вообще и про спарринговые в частности, а так же про то, как не надо делать вообще.
Всякое парное упражнение содержит две составляющих – тактическую (что нужно сделать с противником) и техническую (что для этого нужно делать самому).
Тактическая составляющая не формирует конкретный стилевой движок. Это — задача технической части. В чистом виде техника как таковая нарабатывается «в воздух» — в формах и их элементах. Корректно исполняемый «на воздухе» элемент требует дальнейшей наработки на снарядах — будь то лапы, щиты, манекен или партнёр по тренировкам, исполняющий свою роль в заранее обусловленном упражнении. Сначала — в комфортных условиях, затем — со стрессовой составляющей (лимит времени, предварительная нагрузка, плохая освещённость, срыв темпа, использование усилия более привычного, световые/звуковые помехи и т.п.). Задача учащегося — использовать для решения задач именно стилевую технику, не скатываясь в бесформенный усреднённый кикбоксинг.
Ровно та же задача — стараться двигаться в соответствии с принципами изучаемого — стоит в обусловленных спарринговых упражнениях, и в особенности остро — в свободных спаррингах/боях. Если вы хотите нарабатывать технику конкретной школы — в процессе парных упражнений следует не направлять всё внимание на противника, а делить его между противником, собой и процессом взаимодействия. Если в формах вы делаете одно, на снарядах другое, в технических парных упражнениях – третье, а в спарринге — четвёртое, то у вас никогда школьная техника не поставится.
Для формирования техники конкретной школы во всех случаях должна применяться только и именно её техника. Управляйте своим вниманием — именно это является т.н. «внутренней работой», а не воображение «энергии цы»™, впариваемое разнообразными «продавцами воздуха». Если вам преподают базу в виде «в воздух одно, на снарядах и отработке в паре — другое, а в бою — третье» — то вариантов не густо: если это прямо указано в программе — то это не конкретный стиль, в плохо собранная составителем программы мешанина; если в программе всё целостно и правильно, но инструктор выдаёт некое «своё видение» — это безграмотный преподаватель, сам не владеющий ни техникой, ни методикой преподавания того, за что взялся.
Рукопашный бой (да и спортивное единоборство) — деятельность, проходящая в жёстких стрессовых условиях, когда думать некогда и тело в условиях опасности и лимита времени выдает именно то, что вышло на уровень двигательного навыка, стало условным рефлексом — как это бывает, например, у водителя при возникновении на дороге экстремальной ситуации. Пытаться формировать несколько принципиально отличных друг от друга вариантов для решения одной и той же задачи — всё равно, что пытаться бежать сразу в нескольких направлениях. Это бессмысленно.
Исходно навык рукопашного боя — сугубо инструментальный. Средство для решения конкретной, достаточно узкой задачи в выживании. Когда важна не широта арсенала/красота костюмов/картинность поз, демонстрируемых зрителям на показательном выступлении, а универсализация и быстрота применения крайне узкого, но очень вариативного в использовании технического набора. Именно поэтому в традиционных школах техник и составляющих их форм мало, и отрабатываются они долго, но до автоматизма. Всякая традиционная школа целостна — у неё есть конкретные методы для решения задачи победы над противником в тех условиях, под которые она заточена, и нет необходимости привносить что-то ещё. Если проводить аналогию со спортом: занимаясь кикбоксингом, не нужно дополнительно заниматься греко-римской борьбой, чтобы выступать на соревнованиях по кику — борцовский движок, заточенный для борьбы в плотном контакте на ковре, не годится для решения именно кикбоксёрских задач на ринге, но будет съедать время у спортсмена. Именно поэтому секТции, в которых занимающиеся разучивают кучу форм из разных стилей, подразумевающих отличные друг от друга принципы взаимодействия с противником, разные предпочтительные дистанции, отличающиеся способы и акценты в генерации и приложении силы, в принципе являются не традиционными школами, а не более чем ширмой для сбора денег и почёсывания чувства собственного величия преподавателя.
Возвращаясь к началу: освоение конкретной школы — это, в первую очередь, дело управления собственным вниманием. Обращение его вовнутрь, на себя, на то, что именно и как именно вы делаете, с пониманием того, насколько оно соответствует декларируемым принципам. И только затем – сохраняя это соответствие и делая его всё более привычным — взаимодействие с противником. В противном случае нарабатывается только суетливый набор приёмов с непредсказуемой результативностью и в корявом исполнении. Не уплывайте всем вниманием только в противника — следите и за собой.