Достаточно широко распространённое явление — попытки обучаться самостоятельно, без грамотного инструктора. Когда-то по книгам, затем по видеокассетам, и, в последнее время — по роликам на Youtube. Все эти попытки заведомо обречены на провал, и я объясню, почему.
Картинки в книгах, как бы качественно они ни были нарисованы, будь то даже фото мастеров, в принципе не передают динамики движения. Видны отдельные кадры, но по каким траекториям происходит переход частей тела из одного положения в другое, что в каком порядке начинает и заканчивает двигаться — непонятно.
Видеоролики по сути — движущиеся картинки, на которых видны траектории, но видео не передаёт ни меры усилия, ни направления его приложения, ни его длительности, ни тонуса рук и всего тела в процессе. Несведущий зритель видит ЧТО получается, и, пытаясь разучивать на основе виденного, старается сделать то же по форме, но ФОРМА ЯВЛЯЕТСЯ РЕЗУЛЬТАТОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИЛ, о которых он не знает. Ярчайший пример подобного дилетантизма в отполированном до блеска виде — пародия на «склеенные руки», демонстрирующаяся представителями спортивной гимнастики ушу. Форма движений выглядит правильно, но они исходно делают именно эту форму, а не стараются реально ударить или защититься, в результате чего может получиться какая-то из подобных форм. Все попытки самостоятельного обучения по видео — не более чем попытки подражать форме явления, не зная сути.
Следующий ложный путь — обучение у «мастера»-самоучки. «Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?» Как узнать, что инструктор — самопальщик? Просто, на самом деле. Шаг №1 — надо посмотреть на линию передачи — у кого он учился, у кого учился его учитель и т.д. вплоть до исторически известного и признанного мастера. Если инструктор уклоняется от вопросов о линии передачи, говорит, что она не важна, сочиняет что-то невнятное о безымянных учителях и т.п. — это гарантированный самодельщик. Линия передачи — это родословная в школе. Она или есть, или её нет. Ни один традиционщик её не прячет, а вот шарлатаны — наоборот. Допустим, инструктор что-то более-менее внятное говорит о линии. Наступает время для шага №2 — нужно справиться в этой школе (благо, в эпоху Интернета это не сложно) — а знают ли там такого ученика, и может ли он преподавать? На моей памяти есть несколько откровенных жуликов, которые побывав на одном семинаре какого-либо мастера, или съездив к нему, и даже сфотографировавшись рядом, выдавали себя за его учеников. Да вот беда — спрашиваешь у мастера, знает ли он такого-то Васю Пупкина — а в ответ: «А кто это такой?» Разовые семинары (даже учебные, а не ознакомительные) не дают на выходе не то что инструкторов, но даже просто бойцов — нужно время на практику, нужно показывать результаты учителю, получать замечания для коррекции, а для инструкторов — ещё и указания, как именно учить. Надо заметить, что, к сожалению, процессы деградации в боевых искусствах в условиях, когда ситуации для их применения крайне редки — неизбежны. Поэтому, даже среди инструкторов, действительно принадлежащих к известным школам, есть шанс наткнуться как на не имеющего опыт применения, так и на плохого методиста. Тут уже надо смотреть на его учеников — как они двигаются, и спаррингуют ли в контакт свободно с представителями других стилей. Следующий признак самоделкиных — это мешанина из разных стилей, в нашем случае выдаваемая за Вин Чун. Всякая традиционная школа, передаваемая в целости — самодостаточна, и не требует привнесения техник из других видов. Поэтому, если вам втирают, что для обучения Вин Чун надо ещё заниматься Тайцзицюань, например, или ещё какой борьбой нанайских мальчиков — это жулики, не знающие системы, которую пытаются преподавать. Гоните их. В каждой школе есть всё, что надо — и техника, и методика. Мешанина начинается тогда, когда существуют дыры в знании, и приходится затыкать их чем ни попадя.
В общем — специфика Вин Чун такова, что картинка без личного опыта взаимодействия с умеющим — в лучшем случае бесполезна, а в худшем — вредна, т.к. не передаёт ни вектора приложения силы, ни длительности, ни необходимого тонуса и его изменений. Срисовать не получится. Надо постоять в паре с умеющим, и чтобы он указал на принципиальные моменты, на ошибки, и на чём сосредоточиться. Хотите получить реальное представление, а не фантазии по мотивам — ищите толкового инструктора, и приходите тренироваться.