Поиск простоты – Закон Хика

Боец (стрелок, ножевик и кто-либо ещё) сегодня представляет собой более сложную систему, чем когда бы то ни было. Частично это связано с огромным количеством информации от тренеров, о различных системах и методах обучения, а также с отсутствием исключительной «системы лояльности», которая существовала несколько десятилетий назад. Пятнадцать или двадцать лет назад поклонники пойнт-шутинга от Фейрберна даже и не думали о том, чтобы изучать методы стрельбы, используемые сторонниками Купера, и, скорее всего, у них не проскальзывало даже мимолётной мысли о том, чтобы взглянуть на то, что изучают с ножом в филиппинских боевых искусствах или что представляет из себя муай тай.

Сегодняшние бойцы, скорее всего, будут находиться под воздействием множества боевых систем, как с оружием, так и без. Они стремятся тренироваться в различных школах и у многих преподавателей.

Такая открытость является беспрецедентной в боевой истории и, чаще всего, это приветствуется. И хотя очень правильно знать различные способы решения тактических задач, очень важно, чтобы фактическое реагирование или технические действия, на которые вы будете опираться в реальном противостоянии, были простыми и с небольшими вариациями, при необходимости. Идея иметь обширный репертуар боевых приёмов часто заканчивается катастрофой в реальной жизни и смертельном противостоянии.

Это – тот момент, когда многие карьеристы-мастера от единоборств начинают бросать в меня свой попкорн. И это обычная практика некоторых преподавателей – перегружать своих студентов десятком приёмов и их вариаций на одну конкретную атаку. Например, защита от нападения здорового бугая с ножом может легко охватывать тысячи методов и бесчисленные вариации. Буквально, учебный план на целый год! Многие мастера боевых искусств сами так тренируют и таким путём руководят целыми школами. Не поймите меня превратно. Я не пытаюсь опустить любого инструктора или любой стиль. Но вот что я хочу сказать вам. Если вы тренируетесь, чтобы действительно уметь защититься от бугая, нападающего с ножом, у вас будут очень большие проблемы в попытке выбрать, какой из сотни способов защиты вам применить. Всего же несколько возможных вариантов решения той же задачи позволит значительно увеличить время реагирования. Это означает, что вы будете намного м-е-д-л-е-н-н-е-е реагировать, чем если бы вы знали одно простое техническое действие и превратили его в рефлекторное действие, через повторяющуюся практику.

Причины этого просты. В экстремальной стрессовой ситуации человеческий разум испытывает сложности, выбирая тактически правильное решение для конкретной проблемы, если у него есть большое количество возможных вариантов. Чем больше возможных вариантов, тем больше времени требуется на то, чтобы выбрать один из них. Я видел это в режиме реальных уличных перестрелок, а также в тренингах Сила-на-Силу.

На время реакции человека в бою, кстати, резко влияют те технические действия, что мы изучаем, а также то разнообразие возможных вариантов реагирования, которые мы освоили во время подготовки. Эти явления иллюстрированы Законом Хика, который является научной моделью времени человеческой реакции, или времени, которое требуется человеческому существу, чтобы ответить на конкретный раздражитель.

Закон Хика демонстрирует, что время реакции является линейной функцией динамики количества вариантов, между которыми человек должен выбирать. Другими словами, чем больше вариантов, тем больше времени требуется для реагирования, которое будет выбирать и реализовывать подходящий. Закон Хика показывает время, которое потребуется человеку для реагирования на раздражитель, прежде чем он начнёт действовать в правильном направлении.

Классический пример – смотреть на несколько экранов и быстро нажать на кнопку под одним из них, когда он загорится. Это займёт гораздо больше времени у человека, начать двигать рукой, чем большее количество альтернатив существует. Тем не менее, это логарифмическая, а не линейная зависимость. Закон Хика показывает, что время будет линейным с увеличением числа битов информации в массиве стимула. Эта теория работала во многих реальных ситуациях и во время многих классов на стрельбище. Однако есть несколько исключений из этой теории.

1. Компромиссы между точностью и скоростью. Результаты могут изменяться, если существуют заметные изменения в акценте в сторону скорости или точности, и в направлении их друг от друга. Другими словами, если вы будете пытаться сделать что-то как можно быстрее, вы можете стать неаккуратным. И наоборот, стремление к идеальному выполнению может занять больше времени. В реальной схватке должен быть баланс между ними. Будете двигаться слишком быстро и упустите намеченную цель. Будете двигаться слишком медленно, и ваши действия не будут выполнены вовремя, чтобы повлиять на результат.

2. Знакомство с раздражителями. Исходя из контекста ситуации, многие раздражители могут быть очень знакомы или легко различимы. Например. Будет легче отделить червы и бубны от трефов и пик, чем червы с трефами от бубен с пиками. В первом случае изображения каждой масти имеют соответствующий цвет, тем самым сводя количество решений к минимуму. Для опытного глаза удар выглядит как удар, и удар выглядит как удар, но имеет большое количество вариаций для каждого. Многие реальные мастера боевых искусств не беспокоятся о том, что другой парень бросается на них, поскольку имеют достаточное количество возможностей. Вместо этого они стараются разглядеть только угол подхода. Знакомство с предполагаемыми реакциями для каждой зоны, позволяет перевести их в разряд рефлекторных, легко запомнить и выполнить.

3. Способность различать между раздражителями. Если варианты можно легко различить, то время реакции будет уменьшаться. Если варианты трудно различить, например, небольшие различия в больших числах или применение оружия с различными системами управления в условиях боевых действий, то время реакции будет увеличиваться.

4. Эффект повторения. У людей существуют мысленные ожидания и они учатся. Если раздражители будут повторяться, то реагирование на них будет выборочно быстрее. Это важно учитывать для тех, кто занимается боевыми искусствами – как может быть снижено время реакции путём установления связи между конкретным раздражителем и заранее выбранным на него ответом. Это простой вопрос физического запоминания.

Эта концепция физического запоминания и подсознательного программирования не нова. Ещё в 1600-х годах, японский мастер меча Ягю Тадзима-но-ками писал: «Учения и знания должны быть забыты, и только тогда, когда вы это поймёте, вы почувствуете себя прекрасно. Тело будет двигаться как бы автоматически, без сознательных усилий самого фехтовальщика. Всё обучение находится там, но ум совершенно не осознаёт этого».

Ягю, конечно же, писал это о фехтовании, но это утверждение столь же справедливо и для современного боя. Кстати, могу держать пари, что сам Ягю не практиковал больше, чем несколько хорошо проверенных технических действий с катаной.

5. Совместимость эффекта «стимул — ответ». Если мастер боевых искусств должен преодолеть естественный, но неправильный ответ, чтобы отреагировать, то время реагирования будет увеличиваться. Следующие два момента иллюстрируют важность ситуационной осведомлённости. Если испуг на нападение будет совершенно естественной реакцией, то время реагирования будет увеличиваться, в связи с необходимостью преодоления реакции испуга, до исполнения выбранного ответа. Если избранный вами ответ идёт вразрез с вашими природными задатками, то выполнение его займёт больше времени. Кроме того, умышленные реакции должны быть как можно более естественными, чтобы использовать преимущества наших рефлексов.

6. Практика. Интенсивная практика уменьшает время реагирования. В некоторых случаях, кривая времени реагирования становится эффективно ровной. Это уровень мастерского исполнения, где реакция, фактически спровоцированная нападением, выполняется бессознательно. Чем больше ассоциаций существует между раздражителем и реакцией выбора, тем меньше времени потребуется, чтобы реализовать эту реакцию.
Здесь имеется ряд уроков для тех, кто занимается боевыми искусствами. Один из них заключается в определении того, что, вероятнее всего, будут различные раздражители. Они могут варьироваться от целевого раздражителя (террорист направил на вас своё оружие) до защитного раздражителя (рука обхватывает вашу шею). Конечно, существуют и другие возможные варианты, но эти примеры иллюстрируют некоторые из них.

Серьёзные системы боевых искусств выбирают, разрабатывают и программируют простые ответы на эти раздражители. Они изучаются и совершенствуются через практику, под бдительным оком квалифицированного инструктора, а затем закрепляются регулярными повторениями. Примером этого может быть: террорист направил на вас оружие – движение в сторону с захватом его оружия – одновременный удар пальцами в глаза и обезоруживание. Другой пример: рука захватывает вашу шею – захватить эту руку и ударить противника в жизненно важные органы. Если ваша цель выиграть реальную схватку, избегайте технических сложностей, как чумы! Ваши технические действия должны быть простыми и жёсткими, позволяющими использовать преимущества нашего физиологического стресса.

Если эти ответы усвоены на сознательном уровне с предварительной ассоциацией с раздражителем, после чего закреплены тысячами повторений, они будут возникать, когда такой раздражитель будет определяться почти бессознательно, автоматически.

В среде, где победителей и побеждённых разделяют десятыми и сотыми секунд, уроки, преподанные Законом Хика, могут иметь серьёзные и далеко идущие последствия для того, как мы тренируемся и как мы практикуем наши боевые варианты реагирования.

Я добавлю… вы не можете научить природу. Если это кто-то может сделать, я хотел бы взглянуть на него, поскольку в настоящий момент своей жизни, я очень сомневаюсь в том, что это возможно. Вы всё равно вздрагиваете от удивления, это как один из примеров, независимо от того, сколько вы потратили времени на то, чтобы этого не делать. Можно, конечно, тренировать эмоциональные связи, но двигательные реакции? Я очень в этом сомневаюсь.

Примеры –

1) В те давние дни, когда я занимался Киокушином, мы практиковали то, что называли «тренировкой духа». Это, в основном, означало развитие агрессивного настроя. Например, мы могли выполнять ката без верхней части ги. В какой-то момент сенсей бил нас по спине, груди и бокам тяжёлым шинаем. Б****дь, это очень больно. Прямой нормальной реакцией на это должно было быть то, что человек сгибается и начинает корчиться от боли, но мы тренировались, чтобы реагировать на это свирепостью, гневом и ненавистью к источнику атаки. И это продолжалось до тех пор, пока сенсей не получал желаемого результата. И по сей день… когда в меня попадает удар, я улыбаюсь, а внутри кипит жестокая ненависть. Такое обучение может позволить преодолеть естественные эмоциональные реакции на раздражители.

2) С другой стороны… современные боевые искусства сложны. Я видел действительно древние и немодифицированные техники фехтования, они просты до тупости. Достаньте меч… ударьте противника… вложите меч обратно. Сегодняшний отвлекающийся ум не позволит такого обучения…, когда одна техника выполняется 2000000 раз. Сегодня коммерческие школы (они все) требуют системы для захвата внимания и удержания плательщика/занимающегося… таким образом и распространяются многочисленные и сложные технические действия, которые зачастую идут вразрез с нашими естественными реакциями.

Я, наверное, выучил больше 100 ката, занимаясь традиционными боевыми искусствами. Но при всём этом, когда я, в качестве полицейского дрался с реальными людьми в реальных поединках на улице, я применял где-то три удара рукой, три удара ногой и одно или два удушения. Это тот объём материала, который вы можете узнать на одном семинаре, после чего совершенствовать его по своему усмотрению.

Я считаю, конечно, в пределах разумного, что Закон Хика работает и что мы должны его учитывать в нашей боевой подготовке. Сохранять вещи максимально простыми. Обратите внимание на то, что те технические действия, которые мы изучаем, просты для исполнения. Да, они требуют некоторого физического развития, но что есть, то есть. До последнего времени огневая подготовка была областью компетенции практически исключительно физически неразвитых мужчин, чьей единственной целью было стрелять точные группы. Ничего тяжелого в том, чтобы стрелять в бумажку из стойки Вивера. Сегодня, из-за огромного потока информации и возможности фактически инсценировать перестрелку в ходе обучения, у нас есть понимание того, что если человек собирается победить в реактивной борьбе, то ему требуется намного больше, чем одни стрелковые навыки. Сегодня всё это находится под рукой у тех,кто выполняет эту работу.

Но на некоторые вещи – особенно если они стремятся заменить простоту на сложность, или естественные реакции на умственные решения – стоит глядеть недоверчиво и с сомнением.

Габриэль Суарез
Записки боевого библиотекаря

Запись опубликована в рубрике Переводы, Принципы, Реализм. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один ответ на “Поиск простоты – Закон Хика

  1. Уведомление: О концепциях и практике | Вин Чун в Новосибирске

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.