Об импульсах, структуре, и усилиях

Вин Чун в НовосибирскеПубликую свой ответ на вопрос в личной переписке. Думаю, что он будет полезен занимающимся в группе, как памятка, тем более, что на тренировках об описанных тонкостях постоянно напоминается:

Анализирую собственные ошибки, задумался над еще одним базовым понятием — кистевой импульс. Что ты можешь сказать по этому поводу?

Могу сказать, что его надо делать. Сухожилия на скелете — как струны на гитаре. Кистевой акцент дополнительно натягивает сухожилия от кончиков пальцев до позвоночника, как поворот колка на грифе, и вот эту создавшуюся упругую конструкцию можно и нужно использовать для моментального перехода к следующей ноте/аккорду, а без «щелчка» сухожилиями получается вязкое и долгое «залипание» в противника, в которое он может выдать ответное усилие.

На мой взгляд, наиболее наглядным тут является действие из третьей части второй формы — «обрушивание» с двойным Джат Сао в положении стопы вместе. Если его делать как приседание, с сохранением напряжения мышц ног — оно не работает. Тут надо сделать движение не за счёт создания напряжения, а за счёт выключения напряжения — именно рухнуть вниз. Рухнуть контролируемо, в точку, где падение подхватывается костно-сухожильной структурой. и руки там работают в точности так же — «щелчок» кистями в конце создаёт жёсткую конструкцию.

Это всё — в противовес вариантам, исполняемым с давлением вместо импульса. Ну, типа как вместо структурного Пак Сао с кистевым акцентом, от которого рука противника рикошетит, сделать этакое недо-Гам Сао — тупо давить в руку атакующего. В корректном исполнении контакт кратковременный, и противнику не во что упереться, а во втором — давление вместо щелчка, и в это давление можно выдать ответное усилие, либо провалить/выдернуть давящего.

Ещё один важный момент: есть некая минимальная скорость, на которой нужно отрабатывать технику. На ней щелчок кистью (ну, или импульс вообще) — есть. На меньшей — возникает толчок или давление. Особенно это заметно, когда надо сделать переход с одного действия на другое.

Возьмём, к примеру, упражнение с 3-го уровня, где это отрабатывается на связке «Ной Пак Сао — Да» за счёт работы бёдер. Первая фаза бёдрами делается за счёт эээ… снятия фиксации с одного тазобедренного сустава, и выталкивания ранее созданным напряжением разноимённого бедра. Можно даже с небольшим понижением центра тяжести — наподобие того, как катится шарик, если его кинуть по касательной в воронку. Ввинчивание в землю, «укоренение». Вот это контролируемое опадание на шарнире тазобедренного сустава, «ловится» натяжением сухожилий опорной ноги, и мы делаем вторую фазу — возврат во фронтальное положение — за счёт отталкивания от этих сухожильных «струн», за счёт их упругости. Напряжение мышц возникает только во второй фазе, и оно — кратковременно, можно сказать — моментально. Вообще — напоминает движение колёсика с пружиной маятника в часах (справа которое).

Часовой механизм с пружинкой и маятником

Часовой механизм с пружинкой и маятником

Так вот, о минимальной скорости и непрерывности: связку нельзя сделать с паузой/фиксацией между блоком и ударом. Связку нельзя сделать медленно и печально, без импульсов. Так она не будет работать, если противник действительно бьёт, а не протягивает вяленькую руку. Надо сделать один щелчок кистью в пак сао, а другой — в ударе. Причём кисти — только проявление на кончике хлыста. направляет хлыст — разворот бёдер, а упором служат стопы. В принципе — всё, как в классических трактатах по тем же тайцзи/синъи/багуа.

Связку так же нельзя сделать медленно и печально/останавливаясь по той причине, что мы во втором действии используем естественную реакцию противника, являющуюся результатом корректного исполнения первого действия — кратковременное напряжение, возникщее от воздействия блоком на центр тяжести — очень короткий момент удержания/восстановления равновесия и направленности. Причём, что занятно — эти рефлексы настолько глубоко запрятаны, что их практически невозможно преодолеть никакими тренировками, и они одинаковы у всех людей, независимо от того — в ясном уме они и твёрдой памяти, или чем-то упоролись до бесчувствия, и стали невосприимчивы к боли. Не надо расчитывать на болевой эффект — он не гарантирован. Механика рулит. И опять же, обратная сторона — длительность этого бесконтрольного напряжения — небольшая. Поэтому следующее действие должно быть мгновенным. Ну и, по возможности — так же воздействующим на равновесие противника.

Вот как-то так.

Запись опубликована в рубрике Методика, Принципы, Техника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.