Как не нарваться на шарлатана при выборе секции

Прикладные системы рукопашного боя, пожалуй, одно из самых противоречивых явлений в мире боевых искусств. Форумы пестрят темами про шарлатанов, которые, не показывая реальной работы, тем не менее набирают нехилые группы, организуют свои собственные направления, называют их громкими именами и вменяют им космическую эффективность на контрасте с любым спортивным единоборством. Любимая фраза в данном случае: «ну, это спорт, а это реальная система, чтобы убивать». Однако, наличие подобного плана специалистов в прикладных направлениях не является уникальным по своей природе: в настоящее время дилетантизм — основная проблема рынка труда. Люди с низкой квалификацией и длинным языком — повсеместное явление в современной трудовой культуре. На мой личный взгляд, корень данной проблемы — это отсутствие внятной системы отбора и контроля персонала, позволяющей объективно, количественно оценить результат труда того или иного сотрудника, а так же отсутствие жёсткой регламентации зон ответственности, не позволяющее до конца понять, за что отвечает тот или иной специалист. Сфера боевых искусств — не исключение. Дело в том, что по абсолютно объективным причинам в прикладных боевых системах отсутствуют поединки в полный контакт. Как следствие, выяснить реальный уровень бойца зачастую становится затруднительным. Однако же не стоит для себя отметать мир прикладных единоборств, ведь он достаточно интересен и богат множеством крайне эффективных техник. Есть несколько основных критериев, которые помогут определить специалиста в этой области. Они достаточно очевидны и просты для понимания. Именно о них пойдёт речь в этой статье.

Первое: отказ от демонстрации техники на ВАС ЛИЧНО. Инструктор, к которому вы пришли, обязан продемонстрировать преподаваемые им технические решения на вас по первому требованию. Никаких отмазок, вроде «ты ещё не готов» и «это слишком смертельно» не принимайте в качестве ответа. Если ищите инструктора, у которого вы намерены обучаться продолжительное время, его техническая подготовка должна быть достаточной для того, чтобы чётко и уверенно продемонстрировать работу в любом скоростном режиме, существенно не повредив вас. Ищите именно преимущество в технике, а не в силе или скорости.

Второе: отсутствие работы на высоких скоростях. Для того, чтобы уверенно выполнять технику и реагировать на движение противника на рефлекторном уровне, совершенно необходимо после должного освоения технического элемента, отработать его на скорости. Однако, это не означает, что скорость — это краеугольный камень обучения. Для того, чтобы выполнить элемент эффективно, необходимо досконально разобраться во всех его тонкостях и нюансах, изучить его с должной тщательностью и вниманием. После того, как приём освоен на базовом уровне, можно практиковать его, вводя дополнительные условия, в том числе постепенно ускоряться. Однако полное отсутствие динамики в тренировочном процессе свидетельствует, на мой взгляд, о том, что предлагаемая Вам техника, скорее всего, работает в ограниченном скоростном диапазоне, если работает вообще.

Третье: отсутствие ударной техники. На мой взгляд, сокрушительный удар — это наиболее результативное действие в уличной драке. Пренебрежение упражнениями на постановку пробивного нокаутирующего удара свидетельствует, по моему мнению, лишь о том, что инструктор не понимает содержание рукопашной схватки и прибывает в иллюзиях относительно своих собственных навыков и работоспособности своей техники в целом. Попросите инструктора показать удар на Вас или на снаряде, чтобы точно убедиться в присутствии у него соответствующего навыка.

Как правило, отсутствие связи с другими направлениями и психологическая замкнутость тренера могут увести практикуемое им и его последователями боевое искусство далеко от его изначального предназначения и, как следствие, от его прикладной ценности. Я сам лично встречал несколько человек, увлечённых идеями, относящимися исключительно к методологической части обучения (подводящие упражнения) и не влияющими на исход боя напрямую, однако это не помешало им встать в центр некоторой авторской системы боя. При этом всё начинает концентрироваться вокруг этого упражнении, а первоначальная суть теряется. Ярким примером может послужить довольно-таки известная в биомеханике мышечная волна, которая реализуется во время боксёрского удара через механизм хлёста. Действительно, для наиболее лёгкой и последовательной передачи ударного импульса можно практиковать волновую гимнастику, однако никакого отношения к процессу боя она не имеет и является лишь подводящим упражнением, отдельной частью механизма ударного действия.

Четвертое: отсутствие отработки серий ударов. Для того, чтобы вести бой на улице успешно, совершенно необходимо добиться не только мощного пробивного удара, но и вариативности ударной техники. Другими словами, человек должен бить сильно, часто и жёстко. Однако это не единственное предназначение подобной практики: она помогает отцентровать тело бойца относительно оси вращения. При последовательном нанесении ударов, одного за другим, неподготовленного человека мотает из стороны в сторону, поэтому пауза между его ударами достаточно существенная. Каждый раз он вынужден бороться за свою устойчивость и ловить равновесие. Наше тело обладает некоторой массой, и, следовательно, неким моментом инерции при вращательном движении, который напрямую зависит от радиуса кручения. Отработка ударных серий и связок позволяет приобрести навык последовательного нанесения ударных действий, грамотно используя моменты инерции, алгоритмизируя и оптимизируя движения бойца во время рукопашной схватки.

Пятое: отсутствие работы с сопротивляющимся противником. Много претензий на пространстве интернета связано именно с тем, что противники падают как будто бы сами собой. В принципе, противник, штука неудобная, и выполнить на нём что то чисто — довольно-таки затруднительно. Однако в целях демонстрации некоего механизма, множество аспектов упускается и приём специально утрируется. Так происходит везде, в том числе и в борьбе. А когда идут «набрасывания», партнёры и вовсе помогают друг другу выполнять бросок. Однако существенным отличием контактных видов спорта является то, что они учат пользоваться отрабатываемым приёмом и выполнять его из всех возможных положений, и применяют его в схватке с мотивированным, сопротивляющимся противником. Таким же образом человека необходимо готовить и в прикладном варианте боевых искусств: через работу в клинче, через борьбу. Но большую часть времени необходимо уделять разбору и обкатке технических решений.

Однако работать чистой техникой борьбы в уличной рукопашной схватке не оптимально. Самым логичным с точки зрения эффективности и целесообразности является чередование расцентровывающих действий с последующим нанесением ударов в открывающиеся в результате уязвимые зоны: то есть наша задача при сближении раскрыть и нагрузить противника. Выполнять при этом амплитудные броски не имеет совершенно никакого смысла.

На мой взгляд, прикладные техники — это нечто среднее между борьбой и ударными видами единоборств: они реализованы в некоторых общих для этих двух аспектов принципах. Другими словами, принципы выведения из равновесия, перемещения, механизм генерирования ударного и расцентровывающего импульсов должны быть едиными для любой ситуации. Ближайшие к этому спортивные единоборства, на мой взгляд, это муай тай и ушу саньда, где ударная техника чередуется с техникой работы на ближней дистанции, клинчем и сваливаниями.

Практика борьбы крайне полезна с точки зрения удержания устойчивости и оптимизации приложения мышечных усилий в ближнем бою: важно, чтобы вас было трудно забороть. Решающим фактором в этой непростой задаче является умение управлять собственным весом, что сопряжено с раскрепощением тела, увеличением мобильности центра масс и исключением из процесса противостояния лишних групп мышц, закрепощающих единоборца и лишающих его дополнительных степеней свободы.

Шестое: отсутствие любой спарринговой работы. Для того, чтобы научиться чувству дистанции, перемещениям и управлению, необходима спарринговая работа. Однако не надо её путать с поединками в полный контакт: полноконтактный поединок призван выявить лучшего бойца, но с точки зрения обучения он не полезнее тренировочных боёв с партнёром, во время которых вы сохраняете способность анализировать свои действия и оперативно устранять выявленные недочёты.

Ко всему прочему, как было сказано выше, постановке удара должно уделяться особое внимание, так как я придерживаюсь принципа «одним ударом наповал». Если вы, отработав удар до необходимой кондиции, попадёте по голове своему товарищу — негативные последствия не сложно оценить. Особенно это актуально, когда вы пристреливаетесь в такие уязвимые части человеческого тела, как горло, пах, глаза, затылок, суставы и т.д.. Применение техники локтей, рвущих захватов, укусов, коленей, дробящих и топчущих ударов в область рук, ног, головы и позвоночника напрочь исключают возможность применения полного арсенала технических действий прикладных систем в контактном бою. Следовательно, необходимо разделить процесс обучения на техники, которые можно отработать на скорости, и те, которые нельзя. При этом первые 3 года необходимо основное внимание уделять именно выстраиванию «движка» и отработке базовых элементов (удар, серии, перемещения).

Безусловно, в настоящее время практикуются поединки по достаточно свободным правилам, однако участие в них зачастую сопряжено с тяжёлыми травмами, увечьями, а порой и инвалидностью. При этом многие травмоопасные действия, которые будут центром подготовки в стритфайтинге, запрещены там как таковые, ввиду спортивной направленности мероприятия.

Сегодняшний технический уровень боёв невозможно сравнивать с тем, каким он был раньше: мастерство единоборцев достигло небывалых высот, которые и не снились их предшественникам. Схватки выглядят увлекательно и захватывающе, передавая зрителю весь свой «драйв», бешеное эмоциональное напряжение. Однако главным условием привлечения внимания и значительных финансовых средств является их ЗРЕЛИЩНОСТЬ и относительная БЕЗОПАСНОСТЬ, что в корне противоречит целям и задачам прикладных единоборств. При этом, несмотря на то, что техническая ориентация и задачи у этих двух направлений разные, объединяющих факторов у них не меньше: с точки зрения методологии, подготовка к уличному бою близка по своей структуре и смысловому наполнению к любой спортивной дисциплине: и там и там специалисты выбирают максимально результативные элементы под заданные условия ведения поединка. Да только понятие результата разное: на улице это безоговорочная нейтрализация оппонента, а на соревнованиях, зачастую, количество заработанных очков.

Многие действия, обладающие сокрушительным поражающим эффектом, либо запрещены, либо попросту не оцениваются в спортивном поединке, а то, что делает бой зрелищным и интересным, категорически противопоказанно к исполнению в условиях реального противостояния. Нельзя забывать: надёжность применяемой техники должна быть пропорциональна степени риска, которой подвергается человек во время схватки. Отсюда, чем больше риск, тем проще, а, значит, и надёжней техника. Поэтому действия в стритфайтинге простые и, преимущественно, прямолинейные.

Седьмое: ярко выраженная философская и религиозная направленность направления. Если вы обратили внимание, множество специалистов на сегодняшний день делают акцент на обучение именно мастерству жизни через рукопашный бой. Другими словами, на занятиях они учат не драться, в правильно жить. Эта всё та же эксплуатация мифа о загадочных и совершенных мастерах, которые обладают особенным уровнем осознания и понимания вещей, и готовы им поделиться со своими последователями. Особый упор, в данном случае, делается на мифологию, традиционность и религию. Люди, ничего не понимающие в боевых искусствах, часто делают выводы о компетентности того или иного инструктора по стереотипам, созданным зарубежными боевиками, где мастер отличается хитромудрым поведением, абстрактными высказываниями и зашкаливающим уровнем общего кунгфуизма.

На самом деле, в настоящее время нет никаких особых секретов, доступность информации феноменальна, и сохранение ярко выраженной национальной принадлежности в боевых искусствах свидетельствует лишь о замкнутости системы, что нежизнеспособно на сегодняшний день.

Сам я занимаюсь систематизацией отечественного боевого опыта, и упоминал о традициях в описании своей персоны, однако то, что я имею ввиду под этими словами, совершенно лишено какой либо мифологии и национализма. Наши системы рукопашного боя, как и боевые традиции, преимущественно являются компиляцией мирового опыта. Армейский рукопашный бой состоит из элементов карате, дзю до, самбо, джиу джутсу, русской традиционной борьбы, айкидо, бокса и так далее. То же самое можно сказать и о самбо. Поэтому сложно говорить о русскости или национальной принадлежности наших разработок.

Так же, как нет национальной науки, нет на сегодняшний день и национальных боевых искусств. Есть исключительно разработки, реализованные в той или иной стране. Но они, как правило, никакого отношения к абстрактным понятиям не имеют.

Восьмое: упор на секретность тех или иных методик. Некий смертоносный удар, который убивает противника одним касанием, энергетические пасы руками и колдовство, по моему опыту, оказывались не только нежизнеспособными, но и чреватыми для исполнителя. Однако я должен признать, что являясь абсолютно не верующим и самодостаточным человеком, я видел нестандартные вещи, реализованные некоторыми людьми, однако во-первых: эти люди — штучный товар, а во-вторых: я сильно сомневаюсь в прикладной ценности данных явлений.

Базировались они, чаще всего, на расцентровке внимания и структуры человека за счёт использования безусловных рефлексов: например, если имитировать человеку удар в пах, то он автоматически сгруппируется, или же когда муха летит в глаз, мы уворачиваемся. То же самое есть и в спортивных единоборствах. Называется это финтами.

Работают они при условии психологической заряженности или раскрытости атакующего. Если же вы имеете опыт боёв, внимательно и собрано подходите к процессу поединка, не бросаетесь, как сумасшедший, на амбразуру и не заваливаетесь от каждого удара, то эффект от подобного рода манипуляций весьма сомнителен.

Однако, как только степень вашей подготовленности становится понятна, мастера подобных направлений тут же забывают про магию и прибегают к использованию всё тех же ударов, захватов и бросков, то есть к стандартному рукопашному бою, исполняемом, зачастую, на достаточно посредственном уровне.

Сейчас я рассказал про положительные встречи с подобного плана специалистами. Однако очень часто ситуация приобретает крайне негативный эмоциональный оттенок. Многие начинают ругаться на тех, кто не хочет падать, кричать матом, бить и всячески оскорблять. Зачастую от них веет алкоголем, они «счастливые» обладатели множества болячек, вредных привычек, демонстрируют полное отсутствие воспитания, поливая всех подряд грязью и попутно рассказывая про свою уникальность и смертоносность. Очень сильно таких людей выдаёт их внешний вид: они зачастую неопрятные, помятые и нездоровые.

В данном случае я возвращаюсь к пункту первому данной статьи: проверяйте технику на себе и не принимайте «нет» в качестве ответа. Просите инструктора объяснить, почему он делает то или иное движение, пробуйте на себе и сделайте выводы.

Девятое: чрезмерный упор на психотехники. В последнее время это тоже достаточно распространённый вид заблуждений. Из человека стараются сделать героя, проводят его через так называемые «пограничные ситуации», после которых ему сам чёрт не брат. Прикладная ценность у этого, однако, тоже не очень высокая. Дело в том, что человек во многом механистичен, то есть можно до бесконечности висеть в петле, закаляя свой дух, заниматься самовнушением и делать себе различные истязательства с целью закалить характер, но упасть от встречного удара в челюсть, свидетелем чего я нередко становился.

Между отвагой и отмороженностью очень тонкая грань, которую мало кто чувствует. Поэтому когда человеку говорят терпеть и ни в коем случае не стучать по ковру во время исполнения ему болевого приёма, и рука находится на грани, я испытываю смешанные чувства относительно психики произносящего это тренера. Я не говорю, что надо сдаваться и не пытаться выкарабкаться из сложной ситуации, но когда вы чувствуете, что ваша рука сейчас треснет, лучшее, что вы сможете сделать, это постучать по ковру и тщательно проанализировать свои ошибки после боя. Надо относиться бережно и ответственное к своему здоровью. Призывы переломать друг другу кости, множественные переломы рук, ног и шрамы на голове инструктора свидетельствуют лишь о том, что он ломал себе руки, ноги и изрядно наполучал по голове, и ни о чём более. Эффективность практикуемой техники налицо.

Если же в жизни вам серьёзно повредят одну из конечностей, дальше продолжать бой будет крайне затруднительно. Поэтому все иллюзии и громкие слова про то, что человек готов «выбить противнику зубы сломанными руками» не более, чем гипербола, не имеющая к реальности никакого отношения. Это всего лишь лингвистическое отражение эмоционального состояния говорящего, достаточно красочное, надо сказать.

Страх — один из наших главных учителей в жизни. Он помогает нам лучше ориентироваться в повседневных вопросах, принимать ответственные решения и искать выходы из сложных ситуаций. Путём моделирования возможных исходов при помощи мозга, используя наши ассоциативные центры в процессе мыслительной деятельности, мы просчитываем потенциальные риски, страхуемся от них и приходим к оптимальному решению поставленных задач. Идти на авось, надеясь, что ваша крутизна повлияет на траекторию полёта пули, на мой взгляд, представляется абсурдным.

Решение любой проблемы должно быть взвешенным, уместным и оптимальным. Я знаком со множеством профессиональных спортсменов, которые на практике знают цену технике и грамотным решениям в области боевых искусств. До определённого уровня психология играет достаточно существенную роль, однако после она уходит на второй план и акценты распределяются исключительно в область технического превосходства. На профессиональной арене все стойкие и духовитые, этим никого не удивишь.

Эти пункты — своего рода лакмусовая бумажка, которая поможет Вам определить прикладную ценность того или иного направления. Опять же, хочу оговориться: всё вышеизложенное — лишь моё субъективное мнение и выражает исключительно моё видение проблематики данного вопроса.

В этой статье я постарался аргументированно рассказать про то, с чем я лично не согласен, о своём опыте столкновений с подобного рода явлениями и своём взгляде на некоторые аспекты, касающиеся методики подготовки. Ниже мне хотелось бы привести высказывание моего товарища относительно того, какой должна быть прикладная система боя. На мой взгляд, высказался он очень точно. Я надеюсь, что его слова дополнят эту статью и общую картину прикладных боевых искусств, помогут вам получить более полную картину и дадут ориентир, к которому надо стремиться.

«В наш век, век точных наук, компьютерных технологий и развитой медицины всё меньше места остаётся так называемым клановым, фамильным и традиционным школам, опирающимся на «тайные знания». Всё математически просчитано и максимально адаптировано для реального применения. Найдя, на Ваш взгляд, подходящий клуб или секцию, не стесняйтесь задавать вопросы о концепциях, методиках и принципах обучения. Реальный, владеющий техниками инструктор по Вашей просьбе незамедлительно их продемонстрирует. Приятного мало конечно, но не фатально. Не в балетный класс пришли. Попав в «оборот», у Вас должно возникнуть ощущение, что Вы не в руках живого человека, а в недрах работающей камнедробильной машины. Ваши тело и сознание будут «разобраны». Вы просто «поплывёте». Будете пытаться опираться на воздух, тщетно метить ударом в лицо, находящееся так близко, и падать, падать, падать… бесясь от собственного бессилия. Всё это, конечно, в демо-режиме. В реале первое движение будет последним. Если Вы, имеющий или не имеющий опыт, уйдёте с первого занятия обескураженным, на своих ногах (что важно!), с чувством досады — «всё так просто, а я ни хрена не понимаю и не могу сделать» и с огромным желанием научиться — это Ваше.»

Источник: клуб NeoCombat

Запись опубликована в рубрике Реализм. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Как не нарваться на шарлатана при выборе секции»

  1. Егор говорит:

    Здравствуйте! У меня на тренировке вин чун произошла ситуация когда во время отработки ловушки в спарринге мне партнер едва не сломал кисть. При разборе ситуации мне было сказано что *травмы на тренировках это в порядке вещей*(с) В результате скандала я был вынужден покинуть школу, в то же время другой мастер (стиля тайцзи) сказал мне что *в боевых искусствах первым должно идти здоровье-на втором месте техника и потом духовность. Если чтото будет отставать то в последствии аукнется.(c) Хотелось бы узнать Ваше мнение по всему этому. P S А желание заниматься винчун у меня осталось (даже не смотря на все мои травмы ) до такой степени что хочется заниматься в одиночку . спасибо

    • OldYura говорит:

      1. Травмы возможны. О причинах и профилактике смотрите тут.

      2. Про оздоровление и духовность — прямая и очень распространённая, к сожалению, подмена, используемая продавцами духовности™ и оздоровления™ под вывеской «боевые искусства». Инструментальная цель боевых искусств — успешно атаковать противника и не дать успешно атаковать себя. Вряд ли вы можете представить себе оздоровительный бокс, оздоровительную борьбу или оздоровительный ножевой бой. Хотите оздоравливаться — ходите на фитнес или в группу ЛФК. За духовностью — в Церковь.

      3. Любое боевое искусство (и Вин Чун в том числе) — про взаимодействие с противником, ни разу не стремящимся помочь, но активно противодействующим. Т.н. «открытый навык». В одиночку этим заниматься нельзя.

Добавить комментарий для Егор Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.